Российский ответ

Российский ответ

Хотя отечественный авиапром всеми силами стремится интегрироваться в мировую авиационную индустрию, сравнивать одно с другим пока что сложно. Даже суммарный годовой объем производства всей российской авиастроительной отрасли несопоставим с объемом продаж мировых лидеров класса Boeing или Airbus.
И все же АТО предприняло попытку показать, как мог бы выглядеть российский аналог рейтинга крупнейших авиационных программ по методике журнала Aviation Week & Space Technology (AW&ST). В ходе подготовки выявились некоторые отличия отечественного авиапрома, что не позволило в полной мере использовать принятый у американцев подход при составлении рейтинга.
Во-первых, даже самые успешные российские авиационные проекты не имеют такого долгосрочного портфеля заказов, который позволял бы рассчитать по западной методике стоимость программы на 2006-2015 гг.
Во-вторых, существующие единичные заказы, по нашему мнению, не могут дать объективной стоимости программы. В такой ситуации было бы логично включить в стоимость авиационных программ расходы на разработку продукта, что AW&ST делал в своем рейтинге для военных программ.
Однако большинство производимых сейчас в нашей стране гражданских воздушных судов были разработаны еще в Советском Союзе, где при централизованной экономике деньги не являлись той мерой ценности, которую они представляют сейчас.
Исходя из этого было принято решение описать по методике AW&ST по одной самой крупной, по мнению АТО, гражданской программе в каждом из трех основных секторов отечественного авиапрома: самолетостроении, вертолетостроении и двигателестроении. При этом выбор был сделан из программ, начатых уже в постсоветский период. В стоимость программ были включены данные разработчиков по расходам на НИОКР, а также стоимость подтвержденного портфеля заказов.
В силу поставленных ограничений выбор пал на перспективные отечественные программы, еще только вступающие в активную фазу развития. Тем не менее российский вариант рейтинга показывает те гражданские проекты, которые, возможно, будут основным источником дохода отрасли через 5-10 лет.

Читайте также  Ми-38 ждет российский двигатель

Стоимость программы — 2073 млн долл.